Нажмите на экспонат, чтобы увеличить его и узнать о нём больше
Проволока с комплекса концентрационных лагерей «Аушвиц».
Данный экспонат был привезён работником нашего центра из Аушвица, ныне - польский город Освенцим. Аушвиц являлся созданным нацистами самым страшным лагерем смерти. Около 1,1 млн человек, из которых 1 млн составляли евреи, были умерщвлены в Аушвице в 1941—1945 годах. Это был лагерь четвёртой, самой страшной категории, где условия содержания были рассчитаны на то, чтобы максимально использовать человеческие ресурсы, и жизнь или смерть человека никого не интересовала. Здесь проводились жесточайшие эксперименты немецкого врача Йозефа Менгеле, и был впервые использован смертельный газ «Циклон Б». Первый опыт его использования был проведён на 600 советских военнопленных и 250 больных поляках 3 сентября 1941 года в Аушвице I, эксперимент продлился более 20 часов. Узники умирали через пять-семь минут, а затем их сжигали. Крематории работали круглосуточно и останавливались только на три часа для очистки печи. Пепел сожжённых людей разбрасывался гитлеровцами по полям как удобрение. Сам комендант концлагеря Рудольф Хёсс говорил, что из лагеря только один выход — через трубу крематория. Менгеле также кастрировал мальчиков и мужчин без анестезии, испытывал женщин огромной дозой радиации, током, холодом и давлением для тестирования выносливости. Он также вводил маточные инъекции и вживлял опасные вирусы в женские организмы. Когда один из заключённых умирал — приводили другого.
Кусок стены Рейхстага.
Данный кусочек стены Рейхстага в дар нашему музею передал один из ветеранов ВОВ. Солдат дошел до самого Берлина в 1945 году, через несколько десятилетий он вернулся в Германию, чтобы посмотреть, как изменилась страна. Он побывал и у Рейхстага, где приобрел данный кусочек стены в качестве сувенира. Рейхстаг – историческое здание в Берлине, где в 1894-1933 годах заседал одноименный государственный орган Германии. Здание Рейхстага для советского народа был воплощенным символом нацизма. Именно над Рейхстагом 1 мая 1945 года было установлено Знамя Победы, которое является официальным символом победы советского народа над фашистской Германией. Знамя установили солдаты Красной Армии: Алексей Берест, Михаил Егоров, Мелитон Кантария.
Вещи из личного архива Консула Романа Александровича. Пуля и блокнот с фотографией его девушки.
Великую Отечественную Войну Роман Консул начал под Москвой, а закончил у нас, в Приморье. В их семье воевали все. Отец был сапером, до победы не дожил трех дней – подорвался на мине. Брат – один из защитников Севастополя. Сам Роман Александрович воевал на пяти фронтах.
Роман Александрович передал нашему музею свои вещи, с которыми он прошел всю войну. Самым ценным для него был блокнот с фотографией его девушки. По словам Романа Александровича, его «спасла любовь». Пуля попала в Романа Александровича, но застряла в блокноте с фотографией любимой, так молодой солдат остался жив.
Вещи из личного архива Консула Романа Александровича. Литературно-художественный альманах «Советское Приморье»; Владивосток, Приморское краевое издательство, 1941 год.
Альманах «Советское Приморье», подаренный Роману Александровичу его сослуживцами во время ВОВ, является первым коллективным сборником приморских авторов. На страницах книги публиковались произведения различных жанров, здесь представлены проза, поэзия, очерк, публицистика и многое другое. Альманах вышел из печати перед Великой Отечественной войной, в начале июня 1941 года. Поскольку составлялся он ещё в довоенное время, то на большинстве произведений лежала печать мирного созидательного труда, но были и такие, которые призывали к бдительности, напоминали, что враг уже стоит у наших ворот. Альманах выходил несколько лет подряд, потом он поменял название на «Тихий океан», а еще позже стал «Литературным Владивостоком» (с 1977г.). Вся литературная жизнь края отражалась в «Советском Приморье».
Письма с фронта.
Для советской армии было важно сохранить боевой дух, а он очень сильно зависел от писем из дома. В годы войны письма чаще всего отправляли без конверта, свернутые в треугольник. Текст оказывался внутри, а на внешней стороне треугольника писался адресат и отправитель. Выдержки из писем нашего музея:
5 октября 1942 год: «Здравствуйте, дорогие мама и Аля! Мама, письма я ваши получил, за которые сердечно благодарен. Сразу как-то на душе легче стало. А то я вам пишу, а ответа нет и как-то неприятно себя чувствуешь. Мама, я жив и здоров и прошу за меня не беспокоиться, а беречь свое здоровье и берегите Алочку». 29 января 1945 год: «Здравствуйте дорогие папа, мама, Аля! Папа, в первых строках своего письма сообщаю, что я жив и здоров. В данный момент проезжаю Молдавию… Передавайте привет всем родным и знакомым. Крепко целую всех троих, ваш Володя».
Вещи из личного архива Рогулева Ивана Федоровича. Орденская книжка, ордена и медали.
Иван Фёдорович участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 по май 1945 года в составе 32 стрелковой дивизии, в войне с Японией - с августа по сентябрь 1945 года. Слева направо: орденская книжка, орден «Красная звезда», медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», медаль «За победу над Японией».
Вещи из личного архива Рогулева Ивана Федоровича. Краткий философский словарь. Москва, Политиздат, 1940 г.
Однотомное справочное издание по вопросам философии. Словарь выпускался под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. Краткий философский словарь – единственная книга, с которой Иван Фёдорович прошёл всю войну. Как говорил сам Иван Фёдорович: «Это была частичка мирной жизни». Солдаты всю бумагу изводили на портянки, самокрутки, а эта книга оставалась неприкосновенной. Вечером, когда было затишье, солдаты собирались у костра и изучали философский словарь. Практически все его знали наизусть.
Вещи из личного архива Сенчука Алексея Максимовича. Медали.
Медаль «За боевые заслуги» и медаль «Ветеран труда». Большинство вещей нашему музею в дар отдали сами ветераны, и самое ценное – медали. Алексей Максимович прошел всю войну. Служил на Украинском фронте. Ушел на фронт в первые дни войны. Был ранен, но остался в строю. С 1945 по 1947 воевал в Манчжурии.
Экспозиция 2
Нажмите на экспонат, чтобы увеличить его и узнать о нём больше
Барабан
Пионерский барабан — один из атрибутов пионерской организации, звуки которого наряду со звуками горна сопровождали традиционные пионерские ритуалы: вынос знамени, торжественные линейки, марши и др. Право быть барабанщиком, как и горнистом, нужно было заслужить активным участием в пионерской жизни отряда. Быть барабанщиком было почётно и в тоже время сложно, так как пионер должен был знать все строевые приёмы на «отлично». Барабанщик носил барабан впереди себя в наклонённом вправо положении на специальном ремне, перекинутом через левое плечо. По команде «К игре готовсь!» барабанщик вскидывал обе руки с барабанными палочками, а по команде «Начинай!» начинал играть. Для быстрого и легкого запоминания пионерские марши записывались в виде речёвок и исполнялись «по слогам». На каждый слог речёвки приходился один звук на горне или один удар на барабане. Были исключения из этого правила, к примеру, в ритмическом рисунке сигнала «Сбор!» любой слог, начинающийся на букву «Б» исполнялся правой рукой. После окончания игры барабанщик складывал палочки вместе перед собой в вертикальном положении, локти при этом были приподняты. Затем резким движением опускал обе руки на барабан. Выполняя команду «Смирно!», «Равнение направо», барабанщик прижимал правую руку с палочками к туловищу и поворачивал голову направо. Местом горнистов и барабанщиков на пионерской линейке был правый фланг отряда или правый фланг дружины (в группе). Местом в колоннах: отряда — за флаговым; дружины — за знаменосцем и ассистентами.
Горн
Пионерский горн был одним из главных атрибутов пионерской организации. Но мало кто знает, что этот простой, хорошо знакомый всем музыкальный инструмент является одним из древнейших, положивших начало возникновению других медных духовых инструментов. Сами же горны берут свое начало от сигнальных инструментов, которые изготавливали в древности из костяных рогов животных. Материалом для горна служит медь, латунь. В переводе с немецкого языка горн означает рог. Пионерский горн – это скрученная в полтора или два раза латунная трубка, имеющая два изгиба. Две трети горна — это обычная узкая трубка, но потом она постепенно расширяется к раструбу. Длина стандартного горна лежит в интервале от 37 до 52 сантиметров. Массовое производство инструмента освоили фабрики Москвы, Киева и Ленинграда. Горны требовались в летних лагерях и школьных пионерских дружинах. Весил горн от 400 до 500 граммов. Единственным элементом не из металла был съёмный пластмассовый мундштук, напоминающий чашу. Однако существуют горны и с латунным мундштуком. Как правило, в каждой пионерской дружине, а иногда и отряде имелся свой горнист. Это была очень ответственная пионерская должность. Горниста, как и барабанщика, избирали на общем сборе. Чтобы научиться играть на горне, нужно было всего несколько тренировок. Горнист должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать духовые сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога». Звук горна становился призывом к пионерам, к их единению, служению добру и утверждению справедливости. Горны и барабаны хранились в пионерских комнатах, в «знаменных стенках», около знамени дружины. Если барабанщики в пионерских отрядах сохранились до 1990-х годов, то горнистов с каждым поколением становилось все меньше и меньше. Постепенно образ мальчишки в красном галстуке, горнящем «Слушайте все», стал встречаться в основном на плакатах. А в парках советского периода и на территориях детских лагерей остались скульптуры, изображающие горнистов.
Галстук
Пионерский галстук — алая шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. За время своего существования пионерский галстук претерпел ряд изменений. Вначале галстук не завязывался, а скреплялся специальным зажимом, на котором была изображена пионерская символика — костёр на фоне серпа и молота, окружённый надписью «Всегда готов!».
В связи со сложностью изготовления зажимы не получили по-настоящему массового распространения, и пионерские галстуки уже с момента зарождения в большинстве случаев завязывали специальным узлом. Специальный узел пионерского галстука был прост в исполнении: дети довольно легко приучались к тому, что нужно делать два раза простой узел так, чтобы правый конец галстука всегда заводился сверху левого.
Пионерские галстуки выпускались различных оттенков красного цвета и из различных тканей. Наиболее массовым был выпуск галстуков красно-оранжевого цвета из ацетатного шёлка. В расправленном состоянии такой галстук представляет собой равнобедренный треугольник с основанием 100 см и высотой 30 см (боковые стороны приблизительно 58,3 см). Массовая модель выпускалась методом горячей обрезки и начинала распускаться по краям через несколько лет ношения. Отстроченные по краям галстуки было сложно купить, отличались они чуть более темным, чем алый, цветом — ближе к красному. Был период, когда председатели совета дружин носили красные галстуки с жёлтой каймой.
Значок
Значок, наряду с пионерским галстуком, был непременным атрибутом пионерской формы, означавшим, что школьник принят в пионеры. Оформление пионерского значка менялось, отражая историю государства. Сведения о самом первом пионерском значке очень скудны; предположительно, на нём был изображён пионерский костёр. В апреле 1923 года рабочие завода «Автопринадлежность» в Замоскворечье на свои средства изготовили 1000 пионерских значков нового оформления к празднику 1 Мая по эскизу пионеров и комсомольцев. Этот вариант значков включал изображение пионерского костра на фоне знамени, а также символы преданности пионеров делу рабочих и крестьян — молот и серп с девизом «Будь готов!». Серп вошёл в оформление значков ещё и потому, что уже тогда пионерское движение из городов начало распространяться в деревни и сёла. 15 сентября 1942 года, в годы Великой Отечественной войны, было утверждено Положение о значке. Поскольку весь металл шёл на нужды фронта, положение предписывало пионерам изготавливать значки самостоятельно из подручного материала красного цвета. В 1962 году пионерская организация была награждена орденом Ленина. С тех пор значок представлял собой красную пятиконечную звезду с изображением барельефа В. И. Ленина в центре и девизом «Всегда готов!» на орденской ленте, расположенной по диагонали от левого нижнего луча звезды, над звездой — 3 языка пламени. В 1972 году в честь своего 50-летия Всесоюзная пионерская организация награждена вторым орденом Ленина. С тех пор девиз «Всегда готов!» был, обрамлён двумя золотыми полосами, обозначающими награждение ВПО СССР двумя орденами Ленина, в остальном дизайн не изменился.
Советская форма, платье и фартук
Советская школьная форма, фактически, является аналогом гимназической формы царской России. Она, также состояла из платья и фартука, белого в праздничные дни, и черного в будние. В 1920-м году было принято всем гимназисткам носить коричневое платье и фартук. Такую форму могли позволить себе только богатые люди, поэтому ношение этой формы считалось буржуазным пережитком.
Единая советская школьная форма в нашей стране была введена в эпоху Сталина. Школьная форма СССР для мальчиков была серого цвета и состояла из брюк и рубашки, типа солдатской гимнастерки. Дополнялось это широким ремнем, с массивной пряжкой и фуражкой с кокардой. Школьная форма СССР для девочек, по-прежнему, состояла из коричневого платья и фартука. Платье было коричневого цвета, возможно, потому, что этот цвет соответствует деловой обстановке, помогает сосредоточиться, не отвлекает внимание от учебы. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Рубашка, блуза
Пионерская блуза - форменная белая рубашка с позолоченными пуговицами и нарукавной эмблемой. Пионер был обязан носить форму. В обычные дни она совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских собраниях, встреча иностранных делегаций и т. п.) надевалась парадная форма, которая включала в себя: • красные пилотки, пионерские галстуки и значки; • у мальчиков — форменные белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами, подпоясанные светло-коричневым ремнем с позолоченной пряжкой, синие брюки и темные туфли.